2На 40-й день после рождения Иисуса Христа Мария и Иосиф исполнили закон, о котором говорится в Ветхом Завете и который постановлял, что на 40-й день после рождения мальчика, а на 80-й — после рождения девочки каждая мать должна была принести к двери святыни однолетнего агнца в цилопальну жертву, как знак признания над собой высшей Божьей власти и благодарности, а голубя — жертву за грехи. После этого женщина считалась очищенной. Этот же закон предписывал, что первородного сына нужно было принести к святыне и пожертвовать Богу.

Это событие описывается в Евангелии. Как сказано, в то время сбылась предусмотрена Богом встреча Христа с праведным Симеоном. Вот как описывает нам тот день св. евангелист Лука: «Ему (Симеона) был открыт Святым Духом, не видеть смерти прежде, чем увидит Христа Господа. Он пришел Духом в храм. И как родители вносили дитя Иисуса, чтобы совершить над ним за законным обычаю, он взял его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне, Владыка, можешь отпустить раба Твоего за слову Твоему с миром, потому что мои глаза видели Твое спасение Ты уготовал пред всеми народами; свет к просвещению язычников, и славу твоего народа — Израиля »(Лк. 2, 26-32).

Сретение Господне по Юлианскому календарю отмечаем 15 февраля (по Григорианскому — 2 февраля).

На праздник Сретения, по традиции, верующие посвящают в церкви свечи, которые несут в своих домов как символ света и очищения.

Праздник Сретения Господня входит в двенадцати крупнейших церковных праздников. Торжественно его начали отмечать с конца V в., Хотя упоминания о его празднования в Иерусалиме датированы уже второй половиной IV в.

Первое упоминание о праздновании праздника подает паломница С. Этерия в своем дневнике, где называет его «40 днем ​​после Богоявления». Его празднование описывает так: «Сороковой день после Богоявления отмечается действительно с наибольшей торжественностью. В этот день идет процессия в храм Воскресения, где все собираются на Литургию. Правится за предписанным порядком с наибольшей торжественностью, как на Пасху. Все священники проповедуют и также епископ. Все они объясняют текст Евангелия, где говорится, что 40 день Иосиф и Мария принесли Господа в храм «(гл. 26).

Из Иерусалима праздник распространился на весь Восток, но только в VI в. при императоре Юстиниане (527-565) он приобретает особое значение. Император повелел праздновать Сретение Господне как великий праздник и отмечать его на территории всей империи.

Праздник Сретения на Западе начале был Господский и только гораздо позже стал считаться Богородичным и называться Очистка Пречистой Девы Марии, или Пожертвования Иисуса во святилище. Новые предписания латинской Церкви с Второго Ватиканского Собора вновь поставили Сретение среди Господский праздников. В Восточной Церкви Сретения относится к Богородичных праздников и кое-где имеет также название Сретения Пресвятой Богородицы.

Пречистая Дева Мария, как пишет о. Юлиан Катрий в книге «Познай свой обряд», как Божия Матерь, не была обязана до обряда очищения, потому освятилась Христовым Рождеством, как говорит кондак праздника: «Утробу девственником освятил Ты рождеством Твоим». И все же она в повиновении выполняет предписание закона и приносит в жертву двух горлиц.

«Сегодня Тот, — поем на стихирах литии, — что когда-то дал закон Моисею на Синая, повинуеться для нас предписаниям закона, потому сжалился над нами … Сегодня Симеон берет на руки Господа славы, его сначала Моисей в темноте видел, как на Синайской горе давал ему таблицы … Творец неба и земли сегодня носится на руках старцем Симеоном ».