Сочельник, Богатая Вечеря или Щедрая Кутья — христиане восточного обряда отмечают один из самых почитаемых праздников церковного календаря — канун Рождества Христова. Какие традиции празднования Сочельника существуют в Украине? Что он символизирует? Какие блюда должны присутствовать на столе и что они означают? И уместно ли всем христианам праздновать Рождество вместе? И почему существуют две даты празднования Рождества?

Нова радість стала, яка не бувала:
Над вертепом звізда ясна світу засіяла.
Де Христос родився, з Діви воплотився,
Як чоловік, пеленам и убого повився.
Ангели співають, славу возвіщають,
Як на небі, так і на землі мир провозглашають.
Давид виграває, в гуслі ударяє,
Мелодійно і предивно Бога вихваляє.
І ми теж співаймо, Христа прославляймо,
Із Марії рожденного смиренно благаймо:
- Просимо Тя, Царю, небесний Владарю,
Даруй літа щасливії сего дому господарю.
Даруй господарю, його господині,
Даруй літа щасливії нашій ненці Україні.
Дай нам мирно жити, Тобі угодити
І з Тобою в царстві Твоїм на вік віків жити.

Сочельник, или же, по церковным названием, Надвечерие Рождества Христова, — один из самых почитаемых дней для всех христиан, и восточного, и западного обрядов, отмечает пресс-секретарь Киевской патриархии УПЦ игумен Евстратий. По древней традиции и библейской и церковной праздник начинается с вечера — с духовных и материальных приготовлений.

«Прежде мы празднуем событие Рождества Христова — это не столько День Рождения Иисуса Христа (как это часто воспринимается), а именно событие Рождества Христова. Бог древний становится человеком для того, чтобы человека вернуть для единства с Богом. Именно поэтому от Рождества Христова — события, которое является важнейшим в человеческой истории — и установлено отсчет времени », — сказал игумен Евстратий. Традиции празднования именно украинского Рождества тесно переплелись с дохристианскими верованиями, убежден доктор богословских наук и философии Дмитрий Степовик. По его словам, языческие традиции (многобожие, идолопоклонничество) остались сегодня у нас. Они вовсе не переплетаются с христианством, потому что есть его противоположностью. Они существуют параллельно, поскольку дохристианская история украинского народа была длиннее, чем христианская, а христианская, мы точно знаем, продолжается 1021, отметил доктор богословских наук и философии. «Эти традиции вошли в подсознание украинского народа. Дидуха ставили, не зная символики; не зная, что это сноп, как символ урожая, символ добра; также не понимали символики 12 блюд. Но это вошло в глубокие традиции, поэтому этот праздник над всеми праздниками », — сказал Дмитрий Степовик.Рождественские праздники в Украине, по языческой традиции, связанные с культом предков, с почитанием душ умерших, отмечает этнограф Алексей Доля. Следовательно, компот и особенно кутья, которые обязательно должны быть на каждом столе — в действительности является поминальными блюдами. «Считалось, что в этот вечер собираются все умершие, вся семья и поэтому даже оставляли ложки, оставляли кутью и взвар, блюда, для того, чтобы могли прийти души умерших и тоже отпраздновать Рождество. Елка к нам в Украину пришла гораздо позже. Но древняя традиция связана с культом предков — это дед, сноп, дидух ». На Сочельник жизни Львовщины словно замирает На Галичине сохранилась традиция тихого Святого Вечера, ее придерживались и в советское время, когда запрещалось отмечать христианские праздники. Всегда это было время для размышлений и внутреннего покоя, время переосмысления и новых надежд, рассказывает львовская корреспондентка Радио Свобода Галина Терещук: С первой звездой на небе на столе застилают новую скатерть, зажигают свечу. Традиционно готовят 12 постных блюд — борщ с грибными ушками, вареники с картошкой и капустой, рыбу, картофельные голубцы, компот, пампушки и непременно кутью. На Сочельник собираются в семейном кругу, вспоминают тех, кто далеко от дома или отошел в мир вечный. Кутьей делятся с людьми нуждающимися и больными. Ведь важнейшая суть праздника, как духовно человек приготовилась к рождению Спасителя и осознает это таинство. Уже утром 7 января по случаю Рождества Христова во всех храмах городов и сел Галичины проходят торжественные Божественные литургии, а уже после обеда на улицах можно встретить вертепы и колядников, которые несут друг другу радостную новость Христова рождения. В Днепропетровской традиция празднования Рождества окрепла во времена казачества Запорожцы отмечали Новый год также 1 января, а 7 января на Рождество казаки собирались на общие советы — подводить итоги и выбирали новое руководство, рассказывает днепропетровская корреспондентка Радио Свобода Юлия Рацибарська:Утром 7 января, как только завершается всенощная Рождественская служба в храмах, казаки большинством голосов избирают атамана и писаря. После молитвы начинают собственное дискуссии о насущных проблемах организации. Все — по канонам казачьей демократии. А после обеда — традиционный борщ и казацкий кулеш. Сейчас все происходит более или менее спокойно, а вот в 17-18 веках казацкая верхушка боялась рождественских праздников, как огня. Именно тогда на Сечи проводили выборы, можно вместе было потерять и должность и имущество. «В течение недели казаки съезжались в садок, на Сечь, чтобы все перераспределить. Это были большие собрание, совет.Старшина имела присутствовать обязательно. И вот у них начинался передел земли, угодий и перевыборы старшины и атамана », — рассказала историк Алла Москалец. Православные и католики встречают Рождество не вместе Христиане западного обряда (римо-католики, большинство протестантов) отмечают Рождество по григорианскому календарю, а часть верующих восточного обряда (православных и греко-католиков) — по старому юлианскому календарю, который в настоящее время «отстает» на 13 дней. При этом большинство православных церквей — 10 из 14 так называемых канонических, начиная со Вселенского Константинопольского патриархата, — уже перешла на модернизированный новоюлианский календарь, в котором празднование календарных праздников, отмечаемых по определенной дате, совпадает с общепринятым григорианским, но Пасху и связанные с ним праздники остаются, как по «старому стилю». На юлианском же календаре пока все еще ​​остаются в православном мире Русская (и ее подразделения), Сербская, Грузинская и Иерусалимская православные церкви, а также украинские православные, которые причисляет к «неканонических», а среди других церквей восточных обрядов — например, украинские греко-католики или, скажем, Армянская апостольская церковь. Как отмечает историк Наталья Шлихта , уместно было бы объединить эти две даты и отмечать Рождество в один день, ведь логично завершив пост, отпраздновать Рождество, а уже за ним и Новый год. «В богословском отношении это действительно очень сложный вопрос. К тому же, это отчасти также и психологический вопрос. Свойство человеческой психологии — это сопротивляться всему новому. Были же попытки производить григорианский календарь в церкви еще в 17 веке », — рассказала Наталья Шлихта. По давней традиции, в Сочельник за столом из 12 блюд должна собраться вся семья. Не годится опаздывать к праздничному ужину, потому что целый год человек будет бродить в дороге. Во время трапезы нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.