Праздник Христова Рождества относится к большим христианским праздником, которые Церковь отмечает особенно торжественно. Кульминацией праздничного приготовления является вечер Рождества — день бдения, молитвы и поста. Сочельник имеет не только глубокие содержанием церковные службы, но прежде всего он богат в нашем народе на cповнени символики обряды и обычаи, некоторые из которых восходят еще дохристианских времен, рассказывает Юлия КОЦАН .

«Время нашего спасения уже. 
Готовься, вертеп, потому Дева поступает, чтобы родить » 
(Стихира вечерние сумерки)

Навечерие РождестваИстория празднования вечер перед праздником Христова Рождества достигает первых веков христианства.Предвечерняя праздника Рождества имеет отдельную богослужения, называемого Большие, или Царские часы, которые заключил Иерусалимский Патриарх Софроний, где в псалмах и чтениях пророков из Ветхого Завета собраны основные пророчества относительно обещанного Мессии. Из святого Евангелия читают события, связанные с Христовым Рождеством, а стихиры воспевают воплощения Сына Божия, место и обстоятельства Рождества. Во время богослужения Царских времен святое Евангелие лежит на тетраподе как символ Христа, что уже пришел и причитает нам Божью науку. Происхождение названия Царские часы объясняется тем, что когда в Византии на этой богослужении всегда присутствовали императоры со своим двором. При конце службы в их честь пели отдельно многолетние. День вечер завершает Филипповский пост перед Рождеством, поэтому этот день является строгий пост. Некогда, еще в дохристианские времена, наши прадеды в то время имели праздник «Корочуна» — день приветствия солнца. «Праздник» Корочуна «, — говорит проф. С. Килимник, слова которого приводит в своей книге «Познай свой ​​обряд» о. Юлиан Катрий, — вполне земледельческое, было вдохновение человека надеждой и верой в счастливый год урожая, приплода скота, здоровья, благополучия и радостной жизни ». Наши предки верили, что в декабрьские и январские дни рождается чудодейственная сила, переливается в души людей, в землю, в воду, в растения и животных, поэтому так ждали и радостно отмечали этот праздник. Христианство наполнило давние традиции новым содержанием, христианскими идеалами, идеями правды, любви, всепрощения Слова, щедрости, усовершенствования.

Приготовление к Сочельнику

«К Рождеству в Украине готовились еще с лета. Во время жатвы первый, а в некоторых местностях — последний сноп хлеба (ржи или пшеницы) оставляли необмолоченим. В него добавляли также по несколько стеблей с других злаков и перевязывали одним двумя, а иногда тремя перевеслами. Этот сноп вносили в дом в повечерия Рождества Христова. Называли его по-разному: «дидух», «дед», «коляда» на Волыни, «кролик» (король) на Холмщине, «еврозоны» на Черниговщине, «баба» в Черткове на Тернопольщине «, — рассказывают в книге» Обряды и блюда Святого Вечера «Ольга Вербенець и Вера Манько * . В некоторых странах «бабой» называли сено, которое также вносилось в дом. Приготовление к Рождеству охватывало все стороны жизни украинской семьи. Готовилось достаточно пищи, варился мед, изготавливались различные наливки, вишняки, сливнякы и т.д.. Хозяйка покупала новые горшки, ложки, миски, заботилась о новый наряд для детей и взрослых. Традиционные в наше время елки в домах украинских появились преимущественно только в первой половине ХХ в.Сначала их подвешивали к матицы и лишь впоследствии стали ставить на пол. Украшали елку свечами, орешками, яблочками, медовых пряников или домашними пирожными. Обычай украшать рождественскую елку распространился из Германии. Легенда гласит, что традиция украшать деревья в честь Рождества ввел известный богослов-реформатор Мартин Лютер (1483-1546). В 1500 году, накануне Рождества, он, гуляя по лесу, увидел несколько елок, покрытых снегом. Они ярко сверкали в лунном свете и поразили Лютера своей красотой.Вернувшись домой, он поставил маленькую елку посреди комнаты, украсил ее свечами и зажег их. На Лемковщине и в некоторых районах Львовщины изготавливали так называемых «пауков», символизирующие паутины, которое, по легенде, спасло Христову семью от Ирода воинов. Изготовляли пауков из соломы или из тонких деревянных прутьев или из проволоки, а в местах соединения цепляли цветы, свечи или стеклянные елочные украшения. К празднику должен быть наведен порядок и во дворе, и в доме. Все орудия должны быть на своем месте.Все, что было одолженное, нужно было вернуть домой, но также и самому вернуть одолженное. К праздникам, по традиции, должны быть починку и телеги, и сани.

Блюда, приготовленные на Вечерю

Для празднования Сочельника и Рождества выпекали много разновидностей хлеба, который имел разные названия (корун, Крачун, крайчун, керечун, кныш, калач, струцля и просто хлеб) и формы, в зависимости от местности, и выпекался с разной муки, мог быть пресным или скоромным (его во время ужина не потребляли, а просто клали на столе). Рождественский хлеб был символом новорожденного Иисуса, и в некоторых местностях к нему добавляли немножко святой воды. Обязательным на праздничном столе должен быть «кныш» — круглая лепешка с крошечным хлибенятком сверху — для душ умерших. Кое перед выпечкой этот хлеб обозначали головкой мака или оттиском стаканы из смоченными в масле краями. Кныши символизируют единство поколений рода и покровительство-ожога предков. На Лемковщине и в Галичине посреди стола клали «струцлю» — плетенку, посыпанную маком, которую еще называли «кукелкою». На Подолье выпекали три обрядовые хлебы, которые в Сочельник клали на столе один поверх другого. Нижний (его называли «Хозяином»), пресный, пекли из ржаной муки, второй (назывался «Василий») — из пшеничной, верхняя («Иордан»), меньший также из пшеничной. «Хозяина» разрезали и съели на первый день Рождества, «Василия» — на Новый год, а «Иордан» — на Крещение. В Козова на Тернопольщине тоже клали на стол три хлеба — два нижних ржаные и сверху — круглый пшеничный калач, в который вставляли восковую свечу. Этот калач был особым, потому состоял из многих шишек, которые скручивались из пасочки теста и плотно укладывались в круглую форму. Считали, что сено под скатертью символизирует конюшни, первый ржаной хлеб — ясли, другой ржаной — колыбель, калач — Исусика, потому что очень он был сладкий и вкусный. Обязательно пекли на праздники калачи — круглые обрядовые хлеба из белой пшеничной муки, замешанные на молоке с добавлением яиц. Из двух валков теста скручивали жгут, из которого формировали круг с дыркой внутри. На юге Подолья калач выплетали из восьми валков теста. В Черкасской пекут прямоугольный хлеб, который называется «Хозяин». Обязательно на столе должны быть пирожки с разной начинкой — капустой, горохом, сливами, вишнями, маком и т.п.. Бабушки раздавали их внукам, и у каждого запомнить с какой начинкой пирожок. Говорили, что когда ребенок заблудится, стоит вспомнить с какой начинкой пирожок на Сочельник, и Господь сразу поможет вспомнить дорогу. Отдельно, хозяйки пекли хлеб для угощения скота. На Подолье этот хлеб называли «Рожества» и имел очень интересную форму. Производили его из двух валков теста, которые скручивали жгутом, придавали ему форму подковы, клали на горшок с кутьей. Чтобы успеть приготовить блюда на праздничный ужин, хозяйка вставала очень рано, в 1-2 часа ночи. Этот ужин, хотя постная, но богатая, ибо имеет аж 12 традиционных блюд. Отсюда ее название — Богатая кутья. Почему на ужин готовят именно 12 блюд? Этнографы говорят, что это может быть связано с 12-ю месяцами. В наше время число 12 трактуют как память о двенадцати апостолов Иисуса Христа. Хозяйка разжигала печь, добывая живой огонь при помощи кусков дерева, или огнива (этот обычай еще недавно хранился на Гуцульщине). В печь клала семь или двенадцать поленьев. Для приготовления блюд набиралась досхидня вода, ею заливали пшеницу, сушеные фрукты, и ставили в печь варить две главные блюда — кутью и взвар.Между блюдами Святой Вечери на первом месте стоит кутья, или коливо. Это вареная пшеница с медом. Кутья появилась еще в дохристианские времена. С тех пор она сохранила символизм поминальной блюда. Пшеница, как зерно, ежегодно оживает, поэтому является символом вечности, а мед — символ вечного счастья святых на небе. Варили кутью в специальном горшке, в котором ничего другого не варилось, или покупали каждый раз новый.В разных регионах кутью готовили по-разному. На Лемковщине варили кутью из ячменной каши (панцаку), поскольку пшеницу в горах не сеяли. Обычай варить пшеницу туда принесли с собой священники и учителя из Галиции, однако этот обычай прижился не во всех селах. В тех селах на Лемковщине, где кутью варили из пшеницы, ее подавали только с медом. Кутью из ячменной крупы также варили на Черниговщине — там ее заправляли только узваром (компот из сухофруктов). В разных местностях кутья имела разную консистенцию — она могла быть густой, или же редкой, как уха. Компот варился из сушеных яблок, груш, слив, вишен. На Тернопольщине его называли сушеницей. Кроме этих главных блюд, хозяйки ставили варить голубцы, капустник с пшеном и фасолью, затертый маслом, который в Винницкой и на Гуцульщине называли «Шупеню», горох, борщ постный с карасями, кашу гречневую, пшенную, вареники с капустой, картофелем. Также жарили рыбу, пекли блины из кислого теста (на Подолье), варили блюда с грибами. Голубцы, как правило, делали из заквашенных головками капусты, и начинка у них была разной. Традиционно считается, что блюд должно быть 12, но их количество и составляющие несколько отличаются — в ​​зависимости от местности и зажиточности семьи. Так, Лемковщина отличалась рядом особых блюд, которые больше нигде не готовили. Например, «бобальки» — продолговатые, посредине утолщенные, раскатанное в руках куски теста, которые варили или пекли и смазывали растертым маком с медом и маслом. Другое блюдо — «Киселица» — сегодня совсем забыта. Накануне Сочельника замачивали молотый овес, потом перециджувалы то заквас через сито, чтобы отделить востюгы. Очищенную густую жидкость варили, постоянно помешивая, чтобы не пригорела.Заправляли ее тмином, чесноком и льняным маслом. На Тернопольщине делали напиток, который назывался «голопас». Его готовили заранее из отвара сушеных фруктов, в который добавляли ржаную закваску или дрожжи, а также карамель. Пока хозяйка хлопочет в доме, хозяин приводит в порядок двор, поит и кормит скот. Интересный обычай зафиксирован на Лемковщине. Когда уже все в доме было готово, вся семья шла к потоку и там тщательно мылась ледяной водой, а втираться спешили домой. Последней шла мыться хозяйка.